8 февраля 2021 Ассоциация «АИДА» обратилась к Премьер Министру Украины, Министру финансов и Председателю Гостаможслужбы с просьбой предоставить разъяснения таможням Гостаможслужбы, что таможенное оформление оборудования для транспортных средств должно осуществляться при наличии маркировки знаком официального утверждения типа (Е, е) и / или информации о сертификатах типа и качества оборудования, выданные компетентными органами одной из Договаривающихся Сторон Женевской соглашения 1958 года или государства - члена Европейского Союза. АИДА также просит скоординировать работу соответствующих подразделений Гостаможслужбы и привести соответствующие настройки в системе рисков АСАУР, чтобы работники таможенных органов на местах могли осуществлять таможенное оформление руководствуясь принципами именно выборочного, а не 100% контроля грузов.
Данное обращение от "АИДА" обусловлено тем, что с конца января 2021 импортеры независимого рынка автокомпонентов массово столкнулись с задержками таможенного оформления за счет включения некоторых видов автозапчастей к секторальным планам продукции, которую проверяют органы государственного рыночного надзора. Ситуация осложняется тем, что таможенники не имеют технической возможности завершить таможенные формальности без внесения фото соответствующей маркировки или номера сертификата соответствия для каждой партии товара. Поэтому при импорте деталей и принадлежностей к транспортным средствам проводится таможенный досмотр каждой партии товаров, что в свою очередь приводит к простою грузов, загруженности пунктов пропуска и существенных финансовых потерь импортеров.
Вопрос 100% проверки грузов как с автозапчастями, так и другими группами непродовольственных товаров, на совместном онлайн заседании Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при Министерстве финансов Украины и Комитета практического применения таможенного законодательства Общественного совета при Государственной таможенной службе Украины еще 4 февраля. Бизнес получил обещание от представителей Гостаможслужбы, что проблема будет решена. Однако прошло уже 10 дней, а проблема только обостряется. Грузы легальных импортеров автозапчастей, которые имеют положительный опыт таможенного оформления аналогичных товаров в течение десятилетий, простаивают на таможне больше недели.
Абсурдности ситуации придает еще и то обстоятельство, что таможенные органы не могут осуществить таможенное оформление товаров на основании международных сертификатов соответствия, а ссылаясь на Приказ Мининфраструктуры от 17.08.2012 года № 521 «Об утверждении Порядка утверждения конструкции транспортных средств, их частей и оборудования и Порядка ведение реестра сертификатов типа транспортных средств и оборудования и выданных производителями сертификатов соответствия транспортных средств или оборудования »(далее - Приказ Мининфраструктуры № 521) требуют только« сертификаты типа », выданные уполномоченными органами Украины.
По поводу этого обращаем внимание, что с марта 2019 года в Украине не требуется получения сертификатов типа на оборудование, которое было сертифицировано в ЕС и / или одной из Договаривающихся Сторон Женевской конвенции 1958 года. Так, согласно подпункту 1-1) постановления КМУ от 09.06.2011 № 738 «Некоторые вопросы сертификации транспортных средств, их частей и оборудования» (в редакции от 27.03.2019), предоставление на рынке автомобильных запчастей может осуществляться на основании маркировки знаком официального утверждения типа (е, е) и / или информации о сертификате типа и качества оборудования, выданный компетентным органом любой Договаривающейся Стороны Женевской соглашения 1958 года или государства - члена Европейского Союза, без необходимости получения в Украине дополнительных сертификационных документов, в том числе сертификатов типа.
В свою очередь, нормы Приказа Мининфраструктуры № 521 не могут противоречить Постановлении КМУ №738. Во-первых, Постановление КМУ №738 имеет высшую юридическую силу, чем Приказ Мининфраструктуры № 521. Даже в преамбуле Приказа Мининфраструктуры № 521 указано, что он принят во исполнение Постановления КМУ № 738. Во-вторых, нормы Постановления КМУ №738 является новыми. Изменения в части отмены необходимости повторной сертификации в Украине автозапчастей, а именно редакция пункта 1-1), были внесены 27 марта 2019.
Таким образом, для предприятий непонятно под риск попадают и по каким причинам задерживается таможенное оформление автозапчастей, ввозимых на таможенную территорию Украины и имеют маркировку знаком официального утверждения типа (Е, е) и / или сертификаты типа и качества оборудования, выданные компетентными органом одной из Договаривающихся Сторон Женевской соглашения 1958 года или государства - члена Европейского Союза.
Это имеет крайне негативные последствия как для государственного бюджета Украины, так и для имиджа Украины на международной арене, дискредитирует украинские государственные органы перед европейским сообществом. Европейские производители обеспокоены ситуацией, когда после заявлений о приближении Украины к европейских и международных процедур в вопросе признания соответствия автозапчастей, сейчас импорт автозапчастей приостановлено из-за непризнания международных сертификационных документов и маркировок.